Брачно семейное право афин

Брачно-семейное право Афин

Афинах брак считался законным, если родители имели гражданство города, браки с метэками и ино­странцами вели для детей от таких браков к умалению их статуса, а иногда и преследовались. Обязатель­ное условие законности брака — заключение брач­ного контракта с киром (опекуном) женщины. Суть контракта — переход под власть нового господина — мужа. + устанавливался размер приданого и т.п.

Развод — известен. Инициато­ром могли быть обе стороны. Но муж имел больше сво­боды: достаточно отослать же­ну в дом к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданое в обоих случаях муж обязан был вернуть. Основанием для развода могла быть супружеская неверность. Детей оставляли всегда с отцом. Муж мог свободно убить любовника жены, если он их заставал вместе.

Брачно семейное право афин

Объектами собственности была земля, скот, рабы, недвижимость, корабли, мастерские, продукты сельского хозяйства. Была развитой государственная собственность: земли и пастбища, которые сдавались в аренду, оливковые г рощи, флот, здания, храмы, государственные рабы, лаврийськи серебряные рудники, государственная казна. Богатые граждане и метеки в порядке»литургии»по очереди несли расходы на театральные зрелища, празднования, д. ивництво и содержание кораблей. Афинское право еще различал собственность и владения и не знало термина»собственность»Существует понятие»ошйа»- совокупность вещей и благ, которыми обладает владелец. Собственность считается ется якобы предоставленной общиной, государством, и архонты, вступая в должность, заявляли, что сохраняют за каждым гражданином то имущество, которое ему принадлежит. Земельные наделы именовались -«жребий», а их владельцы клерухий афинской-м праву известны обязательства из договоров и деликтов, по терминологии. Аристотеля («Этика. Никомаха») -«свободные»и»невольные»Договорные обязательства обеспечивались задатком, ср таво, поручницивом, до. Солона — так же залогом лица. Обычными были договоры купли-продажи, найма, личного найма и подряда, займа, поклажи, широко практиковались договоры общества, особо. Иво корабельного, банковского, торгового. Денежными единицами были талант — 26,2 кг серебра, что равнялось 6000 драхмам, одна драхма — 4,36 г серебра, составляла шесть оболов. Основной монетой была т етрадрахма (четыре драхмы) медимнов зерна (около 50 литров) стоил одну драхму, бык-пять драхм, древний пожитков минимум семьи — 1/3 драхмы. Плата должностным лицам составляла от двух до шести об оливье на день. Морская торговля и оборот иностранных денег вызывали развитие меняльного и банковской дел. Обычными процентами были 12-18% в год. Афинские граждане, в отличие от метеков и тех, к ого отпустили на волю, не платили прямых налогов, за исключением чрезвычайного военного налога ейсфоролю, не платили прямих податків, за винятком надзвичайного військового податку ейсфору.

Уголовное право. Афин уделяет наибольшее внимание государственным преступлениям. Измена города (ейсангелия), обман народа, оскорбление богов, отрицание государственной религии, введения в заблуждение народных собраний карались смертной кар отделения (за неверие был осужден на смертную казнь. Сократа). Публичными правонарушениями считались также преступления против семьи, плохое обращение с детьми или детей с родителями, опекуна с сиротами, перелюбст во (мужчине можно было убить на месте), похищения девушек. Преступления против личности были убийство, нанесение побоев, клевету, оскорбление. Ночного вора можно было убить на месте тяжелым преступлением считается лося оставление баз надлежащих похорон воинов, павших в бою. В 406 году до н.э афинские стратеги одержали победу над спартанцами в бою при. Аргенусських островах. Прибыв в. Афины, стратеги-победители раз раховувалы на триумф, но по постановлению народного собрания их казнили, поскольку они не похоронили воинов, павших в боали в бою.

СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Несомненно, позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников — сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак). Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками — теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие инцестуальные (кровосмесительные) браки опять же объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.

Интересное:  Можно Ли Арестовать Кипрскую Фирму

Брак и семья — важнейшие институты гражданского права — в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же как и на Древнем Востоке женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема — «вещь для работы по хозяйству» — такое обычно определение давали афиняне своим женам. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере — все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (трудились и производили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.

Развитие права в Древних Афинах

Женщина вела в Афинах затворнический образ жизни.Она жила в доме на особой половине, куда могли войти только члены её семьи. На улице она могла появляться только с закрытым лицом и в сопровождении старшей по возрасту женщины или мужчины. В политической и общественной жизни женщины не могли принимать участия, они не участвовали в работе органов государственной власти, не могли присутствовать на религиозных праздниках.

Роль Ареопага была велика и потому, что он сохранял определенную сакральную значимость, выступая в качестве хранителя святынь города. Всовет Ареопага входили отслужившие свой годовой срок архонты. Перед занятием должности архонту необходимо было подвергнуться проверке, второй раз будущие ареопаги подвергались проверке перед зачислением в сам Совет.

Брачно-семейное и наследственное право

Если не было сыновей, ближайшими наследниками становились дочери. При этом завещатель поступал по обыкновению так: он указывал в завещании лицо, которому следовало передать имущество, при условии, что это лицо женится на дочери-наследнице; если было несколько дочерей, ставилось еще и дополнительное условие: он должен был выдать их всех замуж, дав каждой приданое, указанное в завещании.

Всем этим отец имел возможность прочно держать сыновей в своей власти. При наличии сыновей дочь по афинскому праву наследницей не являлась. Если не было завещания, наследственная масса распределялась поровну между сыновьями. При этом, как уже говорилось, братья должны были выделить известную часть имущества на приданое сестрам.

Брачно семейное право афин

При отсутствии наследников мужского пола наследником считал­ся будущий внук, до появления и совершеннолетия которого дочь только хранила имущество и управляла им. Мужа ей искал опекун (ближайший агнат) или архонт. Если она заму­жем, но в бездетном браке, ее агнат имел право потребовать ее развода и жениться на ней, предварительно разведясь с собствен­ной женой. Если она была бесприданницей и сиротой, приданое ей давал архонт за свой счет при условии, что замуж он ее выдает не за ее агнатов.

При отсутствии вообще нисходящих родственников и усыновленного архонт призывал к наследству боковых родственников: 1-ая очередь — братья умершего и их нисходящие; 2-я — сестры и их нисходящие; 3-я — все другие агнаты отца; 4-я очередь — когнаты и их нисходящие. Наследования восходя­щими (пережившими родителями) – не было.

Афинское право

В браке супруги не были равноправны. Замужняя женщина была лишена имущественной самостоятельности и не могла вступать в сделки от своего имени. Жена обязана была вести затвор-нический образ жизни и все время проводить на женской половине дома. В случае прелюбодеяния жены муж не имел права ее убивать, но обязан был с нею развестись. Если мужчина продолжал с ней жить, он тем самым себя бесчестил и лишался всех прав гражданина. Неверная жена не могла больше посещать афинские храмы. Измена мужа не была предосудительна. Мужчина вполне мог содержать наложниц (вне общего дома) и проводить время с гетерами, обученными для развлечения мужчин. Развод для мужчины осуществлялся без особых формальностей. Если жена не была виновна в прелюбодеянии, при разводе ей возвращалось приданое. Развод по инициативе жены осуществлялся в более сложной форме: женщине необходимо было лично подать архонту-эпониму письменное заявление с изложением мотивов к расторжению брака. Архонт принимал решение по делу.

Интересное:  Можно ли поменять в паспорте отчество

Регулирование имущественных отношений.Афинское право не проводило четкого различия между вещами. Оно выделяло «видимое» и «невидимое» имущество. К первому относились земля, скот, рабы. Ко второму – деньги и драгоценности. Они «невидимы», так как используются в качестве средства обращения и могут ускользать от налогообложения и конфискации. Афиняне уже различали понятия собственности и владения, но в законодательстве отсутствовало точное определение прав собственника. (Не было даже особого термина для обозначения совокупности данных прав.) Право выделяло государственную и частную формы собственности. Особое развитие институт частной собственности получил после реформ Солона. Однако даже в это время частная собственность на недвижимость могла принадлежать только гражданам, метеки и прочие иностранцы ею не обладали. Таким образом, отношения собственности были поставлены в прямую зависимость от принадлежности к гражданской общине. Ограничениями прав собственников были и так называемые литургии – повинности, наложенные на состоятельных афинских граждан. За свой счет они были обязаны снаряжать военные корабли и их экипажи, готовить театральные представления, организовывать гимнастические состязания и т.д. Литургии выступали своеобразным налогом на имущество богатых лиц.

Билеты 2013игпзс

Обязательное условие законности брачной связи – заключение брачного контракта с киром (опекуном) женщины. «Я, имярек, передаю мою дочь (сестру и т.п. тебе). Совершеннолетние женщины-сироты под властью ближайшего родственника-мужчины, если такового нет – под властью специального архонта.

Споры о наследстве разбирал архонт – для граждан, полемарх – для метэков. Иск о наследстве epidikasia – если один претендент и diadikasia – если несколько, подавались в письменном виде. Оглашались в экклесии. Если кто-то предъявлял права – суд исагогов. Срок исковой давности – 5 лет. Можно требовать пересмотра.

Право Афин и Спарты

Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н. э. при архонте Драконте. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Необходимостью являлось ограничение власти архонтов, произвольно толковавших обычай.

Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. «парный брак». В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

Брачно семейное право афин

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени.

Господствующей формой брака становится в период империи брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся — как жениха, так и невесты. Брак по расчету — особенно в среде имущих классов общества — становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.